ЗА СТЕКЛОМ
О новой программе создатели говорят, как о прорыве в будущее. Вот доводы, которые они приводят в подтверждение своей правоты: а) информация не искажена политическими оценками; б) мы видим реальную жизнь людей в режиме прямого эфира; в) проект финансово выгоден, он повышает рейтинг канала; г) это живая драматургия, чего на телевидении очень мало. Однако, каждый день в редакциях газет и на телевидении телефоны раскаляются от сотен звонков людей, обращающихся с требованием прекратить трансляцию телевизионного проекта «За стеклом», а посетители одноименного интернетовского сайта недвусмысленно высказываются о крайней примитивности шоу. По словам самого Кирилла Набутова, 30% населения смотрят программу и 90% смотрящих утверждают, что ненавидят ее. «Почему же эта история оказалась вдруг так интересна миллионам людей?» - риторически вопрошает Набутов, подразумевая гениально угаданную им функциональную необходимость зрелища. Дадим развернутый ответ на этот важный вопрос.
Содержание программы:
Несколько молодых людей и девушек, подписав контракт, проводят 34 дня в стеклянном ящике без права выхода наружу, под неусыпным наблюдением телекамер, передающих изображение для любопытствующих. Мельтешение на кухне, процесс еды, лежание на диванах, попытки себя занять, болтовня, ссоры и пререкания дают впечатление тяжкой тоски и бессмысленности происходящего. Зато официально разрешена сексуальная жизнь. Пачки презервативов, с самого начала заботливо разложенные по отсекам стеклянного аквариума, явственно указывают участникам проекта, чем именно можно заняться в долгий месяц заточения. По правилам стеклянного ящика, все интимные отправления подопытных открыты для жаждущих наблюдателей, если таковые объявятся. Секс, подсмотренный сквозь замочную скважину, но в технологиях ХХI века, - с цветным изображением, хорошим звуком, в комфортабельных условиях домашнего кресла, - основное содержание программы. Однако вуайеризм1 - это аномалия сексуального поведения и по классификации Всемирной Организации Здравоохранения относится к психосексуальным расстройствам. Вуайеристов стараются лечить, хотя в Западных странах и существуют специальные пип-шоу, где в закрытых кабинках за плату они могут удовлетворить свою страсть, наблюдая половой акт, или подглядывая за раздевающимися женщинами. Неужели передача рассчитана на немногочисленный контингент людей с сексуальными отклонениями?
Тайные пункты контракта.
Тайные пункты контракта отчетливо просматриваются в поведении и поступках участников проекта и составляют сквозную линию, движущую вялотекущее действие к финалу. Эта линия – секс: - все обитатели стеклянного ящика ходят полуобнаженными; - разговоры на сексуальные темы переходят в флирт; - атмосфера подогревается лесбийскими страстями, разыгранными участницами; - эстафета соитий подхватывается образовавшейся гетеросексуальной парой, где дама – бывшая лесбиянка; - ежедневные соития новой пары, их качество, время протекания – главная тема комментариев «средств поддержки». К концу ноября 2001 года все население страны знает, что Ольга скорее бисексуалка, чем лесбиянка; у Марго было 100 партнерш; на причинном месте у Макса татуировка в виде сердечка; время первого полового акта Макса и Марго - 1 минута 40 секунд; любовью они занимаются как кролики – быстро и молча, а «Самые откровенные сцены, не показанные в эфире» уже вышли на видео производства студии «Союз». «Без цензуры и купюр!" - сутками бубнит реклама на ТВ-6, - «Без стеснения и комплексов!». У стеклянного ящика, как у Мавзолея, устанавливается очередь. В основном, она состоит из молодежи и школьников, хотя есть и люди постарше. «Возгласы типа «Там Макс с Марго трахаются», по словам милиционеров, раздаются примерно раз в полчаса», - пишет «Комсомольская правда» от 26 ноября.
Средства.
Для части зрителей сексуальные стимулы2, разбросанные в телепрограмме, повторенные радио и прессой, имеют бессознательно притягательное воздействие. Обусловив предметы и темы, безусловный рефлекс3 многократно усилил (генерализовал) сексуальное притяжение и сделал магнетизм стеклянного ящика непреодолимым. Вот почему 90% зрителей смотрят передачу, ругая ее, на чем свет стоит. Вот откуда мавзолейная очередь у стеклянного ящика! Но это ещё только цветочки. Согласно теории социального научения А. Бандуры, «Влияние телемоделей оказывается настолько эффективным, герои экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются многому из того что видят, даже если и не испытывают побуждений к обучению (Bandura, Grusec&Menlove, 1966). Для того, чтобы человек усвоил поведение телемодели: - модель должна обладать привлекательными качествами; - участие модели в опасных или запрещенных видах деятельности не должно вести за собой вредных последствий4; - модель должна иметь успех, который усиливает желание подражать ее поведению; Как видим, герои лабораторного ящика полностью отвечают этим незатейливым требованиям. Они молоды и привлекательны. Их участие в лейсбийских играх, телевизионном эксгибиционизме и принародных коитусах никаких видимых дурных последствий не повлекло. Напротив, их встретила толпа восторженных поклонников, подхватил белый Lincoln, а поведение было всячески подкреплено деньгами, известностью, славой, успехом5. Таким образом, кроме того, что самых простодушных зрителей из очереди к стеклянному аквариуму заставили повторить паттерн поведения вуайериста6, на наших глазах произошла активная атака, расшатывающая нравственные нормы общества, возникли новые Герои, новые модели поведения, призванные влиять на моральные и поведенческие установки миллионов молодых людей.
Цели
Разумеется, сексуальный стимул почти постоянно присутствует в современной рекламе. Обусловливая предмет торговли, он способствует повышению продаж. Однако тотальный характер развернувшегося зрелища, его очевидная направленность в сторону девиантного секса демонстрирует давно известную идеологию. Речь идет о идеологии Западной сексуальной революции, провозгласившей релятивный и рекреативный секс. В 60-е годы ХХ столетия разнообразный секс-развлечение заменяет в США и Западной Европе «рутинный» секс-деторождение. Развитие этой идеологии, ее широкое распространение и последствия для западного общества в виде демографического коллапса подробно описаны в книге выдающегося американского социолога русского происхождения П.А. Сорокина7. Пропаганда однополой любви, извращений, внебрачных связей ведет к резкому уменьшению рождаемости вплоть до нынешнего уровня, невоспроизводства, характерного для «цивилизованных» стран. Средства информационной поддержки «новой» телепрограммы, как и полчища других российских СМИ, давно транслируют эту идеологию в массы под вывеской «свобода слова». Работа идет успешно. Как известно, убыль населения в России составляет около одного миллиона человек в год. Заметим, что сексуальные девиации представлены персонажами, снабженными субкультурным имиджем8. Не случайно лесбиянка Ольга и сексуальный гигант Макс демонстрируют прически, нарушающие общепринятые коды и буквально вызывающие отвращение (пятнистая голова Макса повторяет рисунок на шкуре гиены). Подростки, идентифицирующиеся с новыми Героями, начнут с имиджа и продолжат моделями поведения, ведущими к депрессии. Не случайно именно эти персонажи имеют самый отрицательный зрительский рейтинг. Субкультурный имидж, подкрепленный безусловным рефлексом, вызванным сексуальными девиациями – важные составляющие моделирования поведения потребителя наркотиков9.
Кому выгодно?
Иск голландской компании “Endemol“, владеющей копирайтом на производство шоу «Большой Брат», к телеканалу ТВ-6, озвученный американским каналом CNN - не более, чем рекламный трюк, рассчитанный на привлечение внимания. Столь же мифологично и авторство Набутова, который по собственному признанию, не видит разницы между занятиями сексом и украшением елки. Истинно заинтересованные лица обрисовались на интернет-аукционе, где приобретались голоса персонажей программы. Например, 5800 долларов за совершенно бесполезный голос заплатил покупатель, временно проживающий в Лондоне, из-за отказа ему в Российской визе за связь с Березовским. Такая высокая оценка голосов порсонажей из стеклянного ящика, безусловно, повысила их социальный статус и сделала более значительными. Кто же был заинтересован в их раскрутке?
Выводы:
Таким образом, заявленные авторами положительные стороны телепрограммы на поверку оказались отрицательными, имеющими негативное, деструктивное воздействие. Декларации авторов оказались прямо противоположными реальному воздействию. Заявление о том, что «информация не искажена политическими оценками» было опровергнуто трансляцией идеологии релятивного и рекреативного секса, порожденной западной сексуальной революцией и ведущей к демографическому коллапсу. Уверения в том, что «мы видим реальную жизнь в режиме прямого эфира» были опровергнуты тоскливым, бесконечным сценарием, насыщенным сексуальными стимулами, воздействующими на рефлексы. Провозглашение проекта «финансово выгодным и повышающим рейтинг канала» было дискредитировано скандальностью проекта, разрушающего нравственные нормы, принятые в обществе. Причисление драматургии проекта к разряду «живой драматургии, чего на телевидении очень мало» также не соответствует действительности. На самом деле передача представляет собой научно-выверенную систему психосоциальных воздействий, направленных на: а) ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ; б) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НАРКОТИКОВ. [Журнал «Домашнее воспитание», 2001 г.] 1. Вуайеризмом называется такое поведение, когда сексуальное удовлетворение получают при подсматривании за раздетыми людьми или за провоцирующими сексуальное возбуждение ситуациями. (М.Т. Хэзлем, Психиатрия с.477, М.,1998) Вернуться 2. Рисунки, кино- или телеизображение обнаженного тела, устные и печатные сообщения на темы секса, вызывающие определенную физиологическую реакцию.Вернуться 3. Согласно учению И.П. Павлова - безусловный половой рефлекс.Вернуться 4. Это создает благоприятные посылки для изменения установок.Вернуться 5. Который может быть закреплен под воздействием полового рефлекса.Вернуться 6. Французский стилист называет прическу в честь лесбиянки – «Ольга», Макс получает предложения о работе с МTV и группой «Би-2» Вернуться 7. P.A. Sorokin ,“The American sex revolution”, Boston, 1956Вернуться 8. Татуировки, неровно торчащие волосы, бритоголовость, пирсинг и пр.Вернуться 9. “Культуринтервенция”, Н. Маркова, М., 2001 г.Вернуться
Статьи
На главную страницу


Hosted by uCoz