Часть I.
КОРПОРАЦИЯ „D" И ЕЕ
ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
"Когда искусство является отделенным от морали,
когда оно оказывается деятелем социального разложения,
а не социальной гармонии, то это служит признаком того,
что оно внесено извне, как это было в Риме времен Сципиона".
Габриэль Тард, "Социальная логика".
1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТОВАР
Закономерности мирового экономического развития, статистические данные
и ежедневные хроники СМИ, сам размах повсеместного потребления наркотиков
приводит к мысли о существовании гигантской транснациональной корпорации,
контролирующей производство и потребление наркотиков во всем мире.
Корпорация имеет подданых и широко распространяемую идеологию.
Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует
современная армия, морской и воздушный флот. По сути это - виртуальное государство.
Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее
грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство.
Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая,
мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам.
Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее -
Корпорация "D" (Drug).
Наркотики - идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку.
Большинство пробовавших становится постоянными покупателями.
Физиологическая зависимость может наступить сразу (героин),
через пару недель (опиум), или через год (конопля),
смотря с чего начинает потребитель. По официальным данным, в мире - 70 миллионов
наркоманов.
Наркотики - выгодный товар, имеющий характеристики,
о которых только может мечтать производитель любого продукта.
Эйфория, изначально возникающая при потреблении,
быстро превращается в жизненнyю необходимость и гарантирует повторную покупку1
Доход от продажи 1 кг. героина составляет свыше $ 100 000 США.
Стоимость 1 т. сырья после переработки в кокаин возрастает на 12 400 %.
Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли.
Последствия употребления наркотиков - импотенция, распад личности, слабоумие,
генетические изменения, приводящие к рождению уродов,
дисфункции органов и смерть к 30 годам.
Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к бесконечному
увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире,
наркотики требуют построения специальной стратегии рекламы и маркетинга.
2. ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМОГО
Катастрофическое распространение наркомании в среде
молодежи объясняется открытостью границ, бездуховностью общества
и даже возмущениями на солнце. Между тем, небольшое исследование СМИ сразу же
выявляет хорошо известные специалистам "четыре Пи" - составные элементы маркетинга,
обеспечивающие максимальный объем продаж:
Product + Price + Place + Promotion.2
Товар (product) - Героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр.
Цена (price) - Ниже мировых цен и доступна потребителю.
Место (place) - По информации прессы и правоохранительных
органов - дискотеки, бары, клубы, кафе,
учебные заведения, розничная продажа и пр.
Продвижение - Реклама средствами искусства и в СМИ3
(рromotion)
Следует логический вывод: объем продаж, то есть
ЭПИДЕМИЯ НАРКОМАНИИ В РОССИИ - СЛЕДСТВИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ НАУЧНОЙ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА
И РЕКЛАМЫ НАРКОТИКОВ КАК Т О В А Р А.
Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D(drug)-маркетинга.
Стратегия распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков)
выстраивается по всем правилам университетских наук.
Как поясняет солидная американская энциклопедия рекламы:
"Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук
(антропологии, социологии, психологии и т.д.) с мастерством и творчеством
коммуникативных искусств (литература и печать, драматическое искусство,
театр, графика, фотография и проч.) с целью мотивирования, видоизменения
или усиления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителей".
По официальным данным, основные потребители наркотиков -
подростки и молодежь в возрасте 12 - 25 лет. Следовательно, это
и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией "D" для
распространения наркотиков. Прагматичное умервщление подростков с
целью извлечения практической выгоды, со временем, займет
достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство,
рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос
и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален,
однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен.
В России существует огромный рынок неприкаянных подростков.
Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира,
основанной на собственном опыте.
Исходя из сведений о группировании потребителей вокруг наиболее часто
посещаемых ими местах отдыха, учебы, развлечений,
определим целевой рынок на основе отношения потребителей к пользующимся спросом
услугам. Как известно, рынок - это потенциальные покупатели,
объединенные общим интересом, потребностью или желанием и имеющие возможность
оплатить покупку.
Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой
целевой рынок, своих покупателей - молодежь 12 - 25 лет.
Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений - дискотек,
клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам).
ОДНОВРЕМЕННО ЭТО И ЕСТЬ РЫНОК СБЫТА
НАРКОТИКОВ. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК ИХ ПРОДАЖИ
ОПРЕДЕЛЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ
СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно
сопровождает потребление этих услуг. Объем продаж наркотиков во многом зависит от
рекламы p l a c e (места продажи), т.е. продвижения и количества услуг дискотек,
клубов, рок-групп. Как мы увидим в дальнейшем, Корпорация „D" вкладывает
огромные средства в индустрию развлечений и ее p r o m o t i o n с тем,
чтобы получить гораздо большие выгоды от продажи наркотиков.
3. СИЛОВЫЕ ЛИНИИ
Та же великолепная энциклопедия американской рекламы сообщает нам о
главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том,
чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом.
Какие силовые линии несут миллионы молодых людей и подростков к гибели,
неотвратимо совмещая с наркотиками?
Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или
рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических
(половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности)
потребностей для группы подростков 12-19 лет, и потребностей в половой жизни и
самоактуализации для группы молодых людей 20 - 25 лет.
Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion.
Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность
(физиологическую, социальную) или желание покупателя,
что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги).
СЕКСУАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ - непременная принадлежность СМИ,
осуществляющих promotion "альтернативных" рок-исполнителей и их концертов,
молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок.
Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы,
превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через
коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).
Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов,
дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи.
Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами
сексуального характера ("Playboy", "Yes!", "Cool", "Птюч", "ОМ", "Ровесник",
"Тусовочка", "Версия", "Московский комсомолец" и т.д.)
В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены
клипами з в е з д, осуществляющих секс-promotion в названной прессе.
90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения
в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире.
Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию,
копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи "з в е з д",
ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков.
Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса.
В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора,
окажется у него журнал, или он услышит радио - всюду ему неотвратимо мигает
однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное
телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция,
видеофильмы и аудиокассеты - все это создает мощный идеологический пресс,
выбраться из-под которого практически невозможно.
СЕКС-ПРОПАГАНДА - БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ,
ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ.
МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ, МОДА, РОК-МУЗЫКА В СОЕДИНЕНИИ
С БЕЗУСЛОВНЫМ СТИМУЛОМ (СЕКС) СТАНОВЯТСЯ
УСЛОВНЫМИ СТИМУЛАМИ.
Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей
(молодежь, подростков) в нужные места (дискотеки, кафе,
клубы и т.д.)
4. ИДЕОЛОГИЯ
Мы не оговорились, упомянув об идеологии. При исследовании информации,
по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет,
обнаруживается железная закономерность:
ВСЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ПОСТАВЛЯЮТ ДЛЯ
МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 12 - 25 ЛЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ
НАБОР ИЗ ЯВНО ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫХ ТЕМ:
1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой любви
и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений:
Fast Love (моментальное спаривание), парафилий (извращений),
гомосексуализма4, множественного, безличного подросткового полового опыта.
2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды
с элементами различных субкультур и клеймением, "моды для дискотеки",
нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.
3. Девиантность5 и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения
(публичный половой акт, нецензурная брань и т.д.).
Пропаганда христианских заповедей наоборот: "Не чти отца своего",
"Прелюбодействуй", "Убий", "Сотвори себе кумира" и т.д.
4. D - мифология. Экстремальность, "безбашенность"; скрытая
пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхъчувственных явлений,
дьявольщины; астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.
5. Рок -звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах,
поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений.
Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании),
как о составной части их жизни.
6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек,
массовых праздников и других разнообразных "тусовок".
Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным
сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения социальных норм,
идеология в ы п а д е н и я из общества, идеология п р е с т у п л е н и я.
5. ТУСОВКА - КОМАНДА - ГРУППА
Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку
необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования
при поддержке значимых других людей (эго-идентификация).
Если жизненные условия в семье неблаго-приятны, наступает кризис идентичности -
чувство бесполезности, мучительный душевный разлад,
неспособность продолжить образование. „Подросток...страстно ищет тех людей
и те идеи, которым он мог бы верить", - говорит Эриксон (71;139).
Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда
массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех,
кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.
Эксперимент в Институте психологии РАН (В.П. Морозов, 1997)
показал положительную связь между предпочтением рок-музыки и низким
образовательным цензом, отсутствием слуха. Таким образом, подросток,
практически не обладающий способностью выбирать, безоговорочно
воспринимает моду и музыку, навязанную СМИ.
Стиль рок-звезды нарушает общепринятые коды одежды. Эпатажная прическа,
грим, клейма (татуировки, пирсинг и т.д.) означают отделение от общества.
Основная функция такого облика в маркетинге наркотиков -
усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок,
неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.
Так искусственно создается противостояние "Мы" и "Они",
где дети - "Поколение Икс", "Generation П.", противопоставляются
отцам - "Другому поколению", т.е. обществу. Социальный дискомфорт
и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы.
Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.
Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия,
имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость.
В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному "Мы" (группа)
против враждебного "Они" (общество), подросток усваивает групповые
стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных,
терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы
цензурирует факты, опровергающие ценности группы.
Такая группа представляет собой идеально слаженный
социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков.
Немного антисоциальной мифологической смазки - и он заработает в нужном направлении.
6. МИФОЛОГИЯ
Дворовая команда - общество, ценности которого подросток
безоговорочно разделяет. Каковы эти ценности?
Мифология местной группы запечатлена на стенах соседнего подъезда.
Перед нами - срез массового сознания подростковой аудитории.
Рядом с именами собственными, рисунками половых органов,
символами футбольных команд мы непременно найдем зерна новейшей эпохи -
названия рок-групп и обозначения наркотиков.
Как правило, они расположены рядом и тому есть причины.
Краткосрочный телегипноз рекламных песен о лучших сортах кофе
ничтожен в сравнении с мощным внушением музыкальных клипов,
ежедневно транслирующих D-мифологию по телевидению и радио, из домашнего магнитофона,
компьютера и модных уличных наушников. В дискотеках и рок-концертах,
благодаря силе звука и эффекту толпы гипнотическое внушение многократно возрастает.
D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей личностной целесообразности6)
предлагает: захватывающий секс с наркотиками; духовное совершенствование
посредством употребления наркотиков; выдающиеся физические достижения
(увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи употребления наркотиков;
повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и т.д.
D-идеология отвергает основные законы и нормы общества,
ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует
основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность.
Ее цель - противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности,
запустить механизм "Порочный круг депрессивного настроения - негативного мышления",
освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков.
Исследования американских психологов показали, что делинквентные7 действия подростков
резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение,
которое в свою очередь обусловливает еще более низкую самооценку.
Для 90% подростков употребление наркотиков начинается
в группе, исповедующей девиантную идеологию. Вместе с жаргоном и знаковой символикой,
это - средство коммуникации и групповой идентификации.
МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ ПОСТРОЕН НА
СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННЫХ ДЕВИАНТНЫХ ГРУПП И
ВНЕДРЕНИИ В НИХ D-ИДЕОЛОГИИ И D-МИФОЛОГИИ.
7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК
Рок-группы, транслирующие D-мифологию, имеют несколько функций,
осуществляющих маркетинг наркотиков.
1. З в е з д а как объект эго-идентификации подростка.
Поведение. Звезды "альтернативы" буквально соревнуются в демонстрации
непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии
к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности.
На сцене считают долгом публично мочиться, обнажать гениталии, онанировать,
совершать половые акты или дефекации. Таким образом, у подростка создается
устойчивое впечатление, что подобное поведение - путь к миллионным гонорарам
и славе супер-звезды.
2. З в е з д а как источник мифологии товара (наркотиков).
Тексты. Поэтизация т о в а р а, описание наркотического опьянения,
как п о л е т а, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью,
"путешествиями" и т.д. Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ,
также является рекламой. У потенциального потребителя возникает ощущение нормы,
обыденности потребления наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия.
В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков - основные
человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд,
жизнь, счастье и т.д. Отдельная статья - тексты транслирующие тоску, ужас, жалобы.
Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном
прослушивании способным привести к реальному самоубийству.
3. З в е з д а как катализатор депрессии.
Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй "альтернативы",
как это не раз подтверждалось отечественными и зарубежными исследованиями,
подавляет работоспособность, ввергает в тоску, депрессию.
Такие аксессуары видеоклипов как тараканы, черви, пауки, летучие мыши, змеи,
сороконожки, тянущаяся слизь вызывают чувство тошноты и гадливости.
Для видеоклипов, осуществляющих задачи D-маркетинга характерны
аритмичный монтаж, гнетущая музыка, уродливые ракурсы и интерьер,
мелькающие "огрехи", "разъезжающееся" изображение,
омерзительный вид исполнителей - эти приметы D-маркетинга часто совмещены с D-текстом.
Типичный пример - ряд Marilyn Manson'ов постсоветской эстрады - трупные пятна глазниц,
зрачки рептилии, черный рот. Образ транслирует отвращение, ужас,
являющиеся катализаторами депрессии. "Альтернативный" рок рекламирует наркокотики,
пропагандирует девиантность и катализирует депрессию.
8. МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рассмотренные нами явления складываются в схему
Функционального причинно-следственного анализа,
работающую по законам оперантного бихевиоризма Б.Ф.Скиннера.
Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство,
СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул,
вызывает респондентное поведение - сексуальный позыв,
ощущаемый как потребность в половой жизни (Маслоу, 39;78).
Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, поп-музыкой,
местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы
(классическое обусловливание), т.е. обладающие той же силой,
что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации,
т.е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера
потребитель отправляется на рынок развлечений.
Идеология девиантности, окрашивающая действуюшие переменные:
СЕКС (безусловный стимул), МОДА (условный стимул),
РОК-МУЗЫКА (условный стимул), МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (условный стимул)
позволяет и дальше манипулировать поведением потребителя:
D-секс - требует участить посещения p l a c e (места продаж)
в поисках сексуальных развлечений.
D-мода - (пирсинг8, татуировки, гребень панка и пр.)
нарушает общепринятые коды одежды и заставляет испытывать дискомфорт,
чувство неполноценности. Она объединяет группы,
для которых служит средством невербальной коммуникации.
Образуется социально-психологическое противостояние
"Мы" - группа и "Они" - общество. Группа проникается девиантностью,
навязанной каналами коммуникаций. Члены группы нарушают общепринятые нормы.
Происходит огруппление мышления.
D-звезда - являясь средоточием вербальной и визуальной коммуникации,
транслирует мифологию наркотиков, депрессию, девиантность,
элементы D-моды и становится объектом подражания.
Употребление наркотиков в группе идентификации ведет к возникновению
порочного круга "Депрессия - негативное мышление - депрессия".
Снижается самооценка, следует самоосуждение.Трансляция D-роком чувства тоски,
ужаса, отвращения углубляет депрессию,
вызванную нарушением общественных табу и подменой подлинных ценностей,
лишает жизнь смысла и выполняет в D-маркетинге функцию поддержки
постоянного спроса на товар (наркотики).
9. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций,
мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем
и координацией.
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ
(6 ТЕМ) ИНФОРМАЦИИ TV И РАДИОПЕРЕДАЧ, ПЕЧАТНЫХ
ИЗДАНИЙ, ВИДЕО И КИНОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ
ИГР И Т.Д., НАПРАВЛЕННОЙ НА АУДИТОРИЮ 12 - 25 ЛЕТ,
УКАЗЫВАЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК
КООРДИНАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ.
ПЕРЕД НАМИ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ.
В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации,
эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России,
но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве
с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия
захватывают коллосальные области информационного пространства.
Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение
все новых и новых потребителей наркотиков. (О становлении D-маркетинга -
во II-й и III-й части работы). Их неприкасаемость декларируется как
достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека -
свободу слова и плюрализм мнений. Таким образом,
СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ
КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ.
В начале 90-х в России перекрываются каналы,
финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли,
жизненно необходимые для интеграции любого свободного,
процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т.д.).
Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани
нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся,
неожиданные финансовые источники ограничивают художника ш е с т ь ю
т е м а м и. В Россию вступает D-маркетинг.
Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей,
престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей.
Таким образом, новое "искусство" приобретает легитимность.
За короткое время в России образуется ч у ж д а я культурная среда.
Свобода слова, отсутствие идеологии - декларируемые в ней культурные фикции.
СОДЕРЖАНИЕ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ -
МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ. ИДЕОЛОГИЯ - РАСПАД.
10. КУЛЬТУРОНОСИТЕЛИ
Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы быть успешной,
реклама должна являться частью и порождением национальной культуры.
Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков
при помощи газет и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки,
интернета, компьютерных игр, бытового пространства.
Пресса. Количество изданий, осуществляющих D-маркетинг (6 тем), огромно.
Некоторые специализируются на одной из тем ("Fuzz" - рок-музыка,
"Хастлер" - секс-пропаганда). Другие проводят комплекс D-маркетинга полностью
("ОМ", "Птюч"). Большая часть изданий учреждены в нашей стране и
повторяют структуру, идеи и содержание зарубежных образцов на русском материале.
Оригиналы (иностранные журналы) десятилетиями выполняют работу
по совмещению т о в а р а с потребителем во всем мире:
"COOL"(оригинал) - "БАШНЯ"(копия).
[Целевой сектор - подростки 12-19 лет]
"PLAYBOY"(оригинал) - "АНДРЕЙ"(копия).
[Целевой сектор - молодежь 20-25 лет]
(Приложение: D-promotion в российской прессе).
Телевидение, кино- и видеофильмы.
Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются
основные элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D-развлечения,
пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного "безбашенного"
отношения к жизни - (D-мифология), например: "Башня", "До шестнадцати и старше",
"100%", "Акуна Матата" и пр. Американский сериал "Друзья" и другие сериалы,
и фильмы для молодежи. Это - практически все передачи о диско- и рок-музыке,
музыкальный телеканал МТV, „Музыкальный ринг", „Диск-канал", „Двое",
„Про это...", "Плейбой" и т.д. Фильмы с сюжетом, построенным на любовании
сексуальными аномалиями („Империя страсти", „Эммануэль").
Знаменитый ежедневный мультсериал „Бивис и Батт-Хэд" (МТV),
специализирующийся на девиантности и создании у юного зрителя четких
ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным.
(Чайковский - черви, младенцы - блевота, изобретения - фекалии).
Цель: опорочить высшие ценности, привить отвращение к жизни.
Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников
обаятельными, волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру,
пример: „Леон" (promotion профессии "киллер"), „Никита"(promotion профессии "снайпер").
Десятки фильмов, пропагандирующих D-мифологию - наркотики,
„расширение сознания", путешествия и приключения при помощи веществ,
изменяющих сознание („Знахарь" с Шоном'о Коннери, „Секретные материалы") и т.д.
Радио. Все радиостанции на коротких FM-волнах, раскручивающие
хиты D-звезд, пропагандирующие D-рок, D-секс, D-моду и D-развлечения:
„Европа плюс", „Хит-FM", "Наше радио", "Русское радио", "Максимум",
"Эхо Москвы", "Авторадио", и т.д.
Книжный рынок. Секс-пропаганда - горы бульварных полупорнографических
и порнографических произведений (десяток лет назад некоторые из них претендовали
на н о в о е с л о в о в искусстве (Нарбикова, Ерофеев, Сорокин, и т.д.);
Promotion D-рока и D-звезд в виде биографий и рок-энциклопедий;
десятки миллионов экземпляров Кастанеды, вызывающие интерес и подвигающие
к "расширению сознания" и "путешествиям"; произведения В. Пелевина,
составляющего достойную конкуренцию Кастанеде; продукция Трансперсонального
института, основанного в Москве в 1992 г. С. Гроффом и Т. Маккеной
(специализация института - внедрение D-мифологии); литература,
провоцировавшая и сопровождавшая психоделическую революцию и
движение Хиппи на Западе: Тимоти Лири, Роберт Лэнг, мистика, йога, буддизм и т.д.
Компьютерные игры. Тысячи игр, представляющие весь спектр D-маркетинга.
Девиантность - жестокость, убийства, хакерство: "Blood 1-2", "Quake 1-2",
"Carmageddon 1-2", "Postal" и пр. D-мифология: "Вангеры 1-2", "Blob Job" и пр.
Секс: "Voyeur 1-2", "Geisha", и т.д.
Интернет. Секс-пропаганда (порно и сексуальные девиации)
с ссылками на каждом интернетовском перекрестке,
составляет 60% содержания Интернет-сети. Здесь процветает прямая реклама,
сведения о способах изготовления и местах продажи наркотиков.
Культурно-бытовая среда. Картинки, наклейки, украшения, постеры;
изображения на предметах быта: тетради, пакеты, календари, постельное белье.
Например: майка с изображениями Бивиса и Батт-Хэда как современная двуглавая Горгона,
сеющих леденящий ужас или рейвгамка (жевательная резинка) под названием
Кислота9 друг молодежи: „Собери 13 оберток10 от этой жвачки и поменяй их
у того же киоскера на светящуюся в темноте татуировку", - напечатано внутри этикетки.
Сведения о сексе дети получают из порно-вкладышей к жевательной резинке
„Кама сутра", а тренинг девиантности - по картинке-вкладышу от резинки „Альф",
рекомендующей испугать прохожего или продырявить карманы брату.
Как же произошла эта удивительная трансформация насквозь христианской,
западно-европейской культуры, центром которой вплоть до XIV века11
оставались образы Бога, Христа, Богоматери; в культуру, ядро которой
сформировано злом, а центральные фигуры - дьявол, антихрист, гермафродит?
К середине ХХ века торговля т о в а р о м определила дальнейшее
развитие гуманитарных наук и художественной культуры стран Запада
(прежде всего Англии и США), стала их скрытым содержанием, выстроила идеологию,
экономику, и политику. В самом деле, говоря об альтернативной массовой культуре,
по сути дела, являющейся, как мы выяснили, синонимом drug-маркетинга,
мы говорим о предложении, полностью формирующем спрос.
Необходимость понять происхождение этого поразительного феномена
заставляет нас обратиться к его корням.
D-PROMOTION В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ.
Приведем лишь некоторые издания,
пользующиеся о с о б о й популярностью читателей
(безусловный секс-стимул) и одновременно совершающие
рутинный маркетинг наркотиков в России.
Издатели: ЗАО "Редакция газеты "Московский комсомолец""
и "Московский муниципальный банк "Банк Москвы"".
Газета "Московский Комсомолец" (тираж 390 262), главный
редактор П. Гусев. Журнал "МК-Бульвар", еженедельник,
тираж 450 000, шеф-редактор В. Поэгли.
ИД "Калейдоскоп": Журналы-еженедельники
"Вне закона", тираж 150 000; "Тусовочка", тираж 50 000;
"Интим-калейдоскоп", тираж 100 000, а также газета "Калейдоскоп",
журналы "Вокруг смеха" и "НЛО". Главный редактор всех изданий - М.Н. Лисовский.
Издательство "АиФ-газеты": "Я - молодой", тираж 160 000,
Редактор В. Полупанов; "АиФ-Любовь", тираж 215 000,
Редактор В. Романенко; "Дочки-матери", тираж 225 000.
Издатель: ЗАО "МАПТ-Медиа", Холдинг "Совершенно секретно",
еженедельная газета "Версия", вместе с "U.S. News"
и "DAILY NEWS"- тираж 203 800, главный редактор А.Боровик.
Издатель: ЗАО "Издательский дом "Бурда"".
Журналы-еженедельники "Вот так!", тираж 400 000, "COOL GIRL",
тираж 300 000 (+ 50 000 Казахстан + 150 000 Украина),
редактор - А. Бабинский. "СООL", тираж 300 000
(+50 000 Казахстан + 150 000 Украина), редактор С. Верейкин.
Издатель: ЗАО "Индепендент Пресс"
(Independent Media Group) Журналы: "PLAYBOY", тираж 100 000,
главный редактор А.Троицкий; "Космополитен", (т-ж не указан),
главные редакторы Е. Мясникова, Э. Фербеек; "YES!",
тираж 70 000, главный редактор И. Шеин; "Men's Health"...
(А также журналы "Домашний очаг", "Драйв", "Культ личностей").
Издатель: АО "Ежемесячник "Ровесник""
Ежемесячные журналы: "Ровесник" ...и "Шестнадцать",
тираж 25 000, главный редактор И. Чернышков,
Издатель: ЗАО "Гертруда". Ежемесячный журнал "ПТЮЧ",
тираж 110 000, главный редактор И. Шулинский.
Издатель: PIDP PUBLISHING GROUP, NEW YORK
Ежемесячн. журнал "ОМ", (т-ж не указан), редактор И. Григорьев.
Российское подразделение PIDP издает также журналы "Audio-Video Бизнес",
"Hi-Fi & Music", "Если", "Мир развлечений".
1. "Самое сильное оружие в руках потребителей,
которого больше всего боятся изготовители товаров,
это - отказ от повторной покупки" - К. Бове У. Аренс (8;161).Вернуться
2. Продукция+цена+место+продвижение, стимулирование сбыта=количество продаж.Вернуться
3. Статья 46 Федерального закона 1998 года, запрещающая пропаганду и рекламу
наркотических средств, практически не работает. Вернуться
4. Л. Троцкий “Вопросы быта” (55;228).Вернуться
5. Складчина, совместное воспитание детей, обмен половыми партнерами.Вернуться
6. А.Ф. Лосев "Диалектика мифа" (21;150-155).Вернуться
7. Делинквент [лат. delinquens] правонарушитель, преступник, мятежник.Вернуться
8. Пирсинг - прокалывание тела (ноздри, пупок и пр.) металлическими предметами.Вернуться
9. В культуре хиппи так назывался синтетический наркотик ЛСД.Вернуться
10. „Несчастливое" число 13 катализирует депрессию.Вернуться
11. По свидетельству Г. Спенсера и П. Сорокина.Вернуться
На главную страницу
Читать часть 2