КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ МОСКОВСКИЙ КИНОЭКРАН ?
В давние советские времена существовала пословица: "Кино и вино - главный доход
государства". И в самом деле, прибыль от кинопоказа была коллосальной. Мощное
кинопроизводство страны существовало за счет средств от продажи билетов в кинотеатрах,
т.е, за счет кинопроката. Хватало и на зарплату бюджетникам - учителям, врачам, ученым,
военным. Киносеть в стране насчитывала 158 тысяч киноустановок, позволяющих окупать даже
самые убыточные фильмы. Киноиндустрия была той самой волшебной курицей, которая несла
золотые яйца.
Кстати, совершенно абсурдно всячески насаждаемое мнение, будто советское кино сплошь
состояло из пропагандистских фильмов. По сию пору, в московском прокате насчитывается
более 5 тысяч наименований отечественных полнометражных и мультипликационных фильмов,
каждый третий из которых - лауреат наших собственных и международных фестивалей -
следовательно, имеет международное признание и относится к достижениям мировой культуры.
В 80-е годы беспрецедентная экспансия американского кинематографа достигла своего
апогея. Подковерная борьба, коррупция, натиск выверенных маркетинговых стратегий заставили
хиреть и гибнуть уникальные кинематографические школы Италии, Франции, Германии. Европейские
кинотеатры были окуппированы посредственными американскими фильмами. Дело дошло до того,
что даже всеобщий любимец Бельмондо в родной Франции не мог осуществить прокат новой
киноленты, в которой выступал в качестве главного героя и продюссера.
Опомнившись, европейцы стали исправлять положение при помощи законодательных мер.
Были выработаны разнообразные системы: налоговые льготы, квотирование, дотации и пр.
Таким образом, например, кинопроизводство Франции и Италии, осуществивших разнообразные
виды поддержки национального кино, оказалось в наиболее благоприятной ситуации. Сегодня,
от 8 до 13% стоимости любого билета (в зависимости от класса кинотетра) в этих странах
идет на производство национальных фильмов.
В 90-е годы экспансии американского кино подверглась и Россия. Эйфорическая идеализация
американского кинематографа заставила кинематографистов принять модель кинопроката,
в которой кинотеатры уже не являлись механизмом возврата средств, затраченных на
кинопроизводство. В результате наша киноиндустрия осталась у разбитого корыта, а на
обломках разрушенной отечественной киносети воссияла мощная параллельная структура,
созданная официальными дилерами американских киностудий "Парамаунт", "Коламбия Пикчерз",
"Уорнер Бразерс".
Новая киносеть "Каро"-"Империя кино"-"Пирамида" и пр., объединенная в единое
предприятие "Формула-1", захватила самые благополучные московские кинотеатры, где принялась
осуществлять 100% кинопоказ американских картин, перечисляя средства от проката на счета
этих баснословных кинематографических гигантов в США. Таким образом, наша
кинематографическая курица - кинопрокат - будто свихнувшись, принялась нести золотые яйца
в корзинку американских кинопроизводителей, а кинозрители России - страны с разрушенной
экономикой - финансировать производство фильмов супербогатых кинокорпораций США.
Отечественный кинематограф остался без экранов, а значит - без средств.
Между тем, американские дилеры-арендаторы 27 московских кинотеатров имеют немыслимые
поблажки. Земля, на которой стоят кинотеатры, отдана им безвозмездно, коммунальные услуги
оплачиваются по льготным тарифам, как учреждениями культуры, однако на площадях кинотеатров
расположились казино, ломбарды, пункты обмена валюты, ночные рестораны, кабаре-бары со
стриптизом, никакого отношения к кино не имеющие, и, видимо, именно по этой причине не
дающие казне ни копейки налогов.
Голоса общественности и бедственное положение разрушающихся кинотеатров заставили
правительство Москвы пытаться влиять на сложившуюся ситуацию. Так, с 1999 года был
восстановлен контроль со стороны органов власти города за использованием кинотеатрами
находящегося в их ведении городского имущества. Однако, как говорится в постановлении
№70-ПП, принятом после ряда экспертных советов и круглых столов по кинопрокату, "рычаги
централизованного управления отраслью восстановить не удалось". Это постановление и
призвано было исправить ситуацию мошеннического беспредела. В нем говорится о
воссоздании целостной системы государственного регулирования - объединенной дирекции
ГУП "Московское кино", которая могла бы обеспечить эффективное функционирование
возвратного финансового механизма, как стабильного источника пополнения городского
бюджета и обеспечения фильмопроизводства. Декларируется всяческая поддержка российского
кино, выделяются государственные средства на восстановление и переоборудование
кинотеатров.
Специалисты, участвовавшие в экспертизах и работе над постановлением, уже облегченно
вздохнули, как вдруг…
Обнародованное постановление содержало удивительный сюрприз. Как-то между строк, весьма
остроумно и запутанно, так что сразу и не разберешь, в новом постановлении протаскивается
все та же старая паразитическая сеть американских дистрибюторов "Империя кино",
"Каро" и т.д. Только теперь она возникла под названием Государственное Унитарное
Предприятие (ГУП) "Объединенная дирекция киносетей" и возглавить ее должно головное
предприятие.
Невероятно, но частная американская киносеть не только приобрела статус государственной,
но и сохранила все привилегии по сбору золотых яиц московского кинопроката. Европейский
меркантилизм явно претит необъятной, как дырявый карман, душе российского чиновника.
Налоги, квотирование, отчисления с кинобилетов, национальное фильмопроизводство, - скукотища…
По-нашему: дарить - так дарить, сорить - так сорить!
27 великолепных государственных кинотеатров, практически, за ничтожную арендную плату,
передаются в полное распоряжение американских кинематографических гигантов. Заметим, что
речь идет не просто о суперэксплуатации государственной собственности. Давно известно,
что кинематограф - средство управления обществом, а кино - мощнейшее идеологическое оружие.
Нравственные ценности и установки, проводимые киноискусством, способны стать идеологией
целого народа. Последствия передачи 27 лучших кинотеатров столицы России дилерам
крупнейших кинокорпораций США составляют прямую угрозу национальной безопасности России.
Идеологическое наполнение американского кино, культивирующего жестокость, агрессию,
преступления, насилие и порнографию, слишком хорошо известны не только специалистам,
но и простому зрителю. Известны и последствия этого воздействия. Болтовня об искусстве
без идеологии принадлежит профанам и оплаченным журналистам. Вглядитесь в кадры хроники
погромов на Манежной площади. Эти подростки - первые жертвы новой идеологии, насаждаемой
с экранов и страниц. Эта убийственная идеология создается на наши деньги. Не пора ли
государству взять то, что ему бесспорно принадлежит ?
Кому принадлежит курица, несущая золотые яйца ?
Кому принадлежит Московский киноэкран ?
Статьи и выступления
Главная страница