Приложение 3.
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
ОСНОВАННАЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВНЕШНИМ
СОЦИАЛЬНЫМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ВЛИЯНИЯМ.
Рассматривая возможности противостояния давлению социальной среды, возьмем на
вооружение все 6 подходов к профилактике наркомании, имеющиеся на сегодняшний день.
- Информационный подход позволит широко информировать как подвергающихся воздействиям
подростков, так и их учителей, родителей об опасных воздействиях социальной среды.
- Эмоциональный подход позволит сделать это в эмоционально-образной художественной форме,
максимально доступной и доходчивой. Катарсис как главный фактор художественного произведения,
переведет и закрепит необходимую модель поведения из эмоционально-образной в когнитивную,
а затем в поведенческую сферу.
- Подход, основанный на влиянии социальных факторов, ляжет в основу профилактического
воздействия и будет объединен с другими подходами.
- Формирование необходимых жизненных навыков будет способствовать обеспечению безопасного
поведения.
- Пропаганда здорового образа жизни и творческой деятельности является необходимой
информацией, препятствующей социальным влияниям, формирующим поведение потребителя наркотиков.
Информационные носители.
"Способность обучаться путем наблюдения дает людям возможность усваивать сложное,
комплексное поведение, без необходимости долго и нудно изучать его методом проб и ошибок", -
пишет Альберт Бандура ("Социальное научение", с. 26). Таким образом, максимально доступным и
действенным в настоящий момент является -теле и видеообучение, построенное по законам
социального научения А. Бандуры.
МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Сексуальный стимул.
Важнейшая определяющая детерминанта, позволяющая манипулировать сознанием.
Физиологическая притягательность сексуального стимула, его способность обусловливать другие
составляющие и строить целые системы влияний, заставляют уделить ему самое пристальное
внимание. Необходимо:
1. Наглядное разъяснение воздействий сексуального стимула при помощи научно-популярного
учебного видеофильма.
2. Включение в учебные планы средней и высшей школы сведений о возможности манипуляций
сознанием в рекламных или иных целях при помощи сексуального стимула.
3. Подробные сведения для преподавателей и родителей о прямой связи между ранним началом
половой жизни и прекращением социализации, последующей наркотизацией подростка.
4. Законодательные и цензурные запреты на применение сексуального стимула в рекламе с целью
манипуляции сознанием.
Мода.
1. Видеофильм, содержание которого подробно раскрывает понятие "Образ" и его
воздействие. Сведения о социальном контроле с использованием исторических примеров. Нарушения
общепринятых кодов одежды маргинальными группами. Остракизм и изгнание из группы в
человеческом обществе. Общественное мнение и последствие нарушения общественно-приемлемых
норм.
2. Историческая информация о создании субкультурных групп Западной Европы и США
при помощи внедрения стиля и образа одежды, с последующей наркотизацией этих групп.
(брошюра Ю.Н. Давыдова "Контркультура")
3. Создание Новой моды, Нового героя и Нового стиля (при помощи средств кино и
телевидения), пропагандирующих здоровый, разумный, спортивный образ жизни (фильмы,
телепередачи).
Идентификация с героем (Эго-идентификация)
"Человек склонен подражать тем моделям, которые обладают привлекательными для него
качествами, и игнорировать или даже отвергать те, которые ему мало симпатичны, - пишет А.
Бандура, -
Некоторые формы моделирования оказываются настолько привлекательными, что в течение
долгого времени сильно притягивают к себе внимание людей различных возрастов. Это наиболее
ярко иллюстрируется примерами воздействия телемоделей... Влияние телемоделей оказывется
настолько эффективным, герои экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются
многому из того, что видят, даже если и не испытывают побуждений к обучению".
Создание ряда передач и фильмов для молодежи, транслирующих положительные модели
(выдающиеся спортсмены, музыканты, ученые, мастера своего дела и т.д.) и развенчание ряда
рок-героев, не сходящих с экранов телевизоров (ранняя смерть, девиантность). Показать
рок-героя, как деятеля и жертву drug-маркетинга, а рок - как социальное новообразование
середины ХХ века (маркетинг наркотиков).
Групповой конформизм.
Первая часть научно-популярного видеофильма, дающего представление о групповом
конформизме. Опыты Соломона Эша. Человек и группа, законы группы. Мифология и идеология
группы. Наркотизация. Возможности противостояния групповому давлению и мифологии группы
(для детей 12-14 лет).
Рок-музыка и drug-маркетинг
Вторая часть научно-популярного видеофильма, дающего представление о физиологии музыкальных
воздействий. Рок как музыка, вызывающая депрессию и физиологическое подавление. Тексты
рок-музыки (альтернатива) как фактор, моделирующий девиантное поведение и источник мифологии
наркотиков. Места отдыха и развлечений, связанных с рок-музыкой, как место продажи
наркотиков (для детей 12-14 лет).
Вернуться
Читать библиографию
На главную страницу