ЗА СТЕКЛОМ
О новой программе создатели говорят, как о прорыве в будущее. Вот
доводы, которые они приводят в подтверждение своей правоты:
а) информация не искажена политическими оценками;
б) мы видим реальную жизнь людей в режиме прямого эфира;
в) проект финансово выгоден, он повышает рейтинг канала;
г) это живая драматургия, чего на телевидении очень мало.
Однако, каждый день в редакциях газет и на телевидении телефоны
раскаляются от сотен звонков людей, обращающихся с требованием прекратить
трансляцию телевизионного проекта «За стеклом», а посетители одноименного
интернетовского сайта недвусмысленно высказываются о крайней примитивности
шоу.
По словам самого Кирилла Набутова, 30% населения смотрят программу
и 90% смотрящих утверждают, что ненавидят ее. «Почему же эта история
оказалась вдруг так интересна миллионам людей?» - риторически вопрошает
Набутов, подразумевая гениально угаданную им функциональную необходимость
зрелища. Дадим развернутый ответ на этот важный вопрос.
Содержание программы:
Несколько молодых людей и девушек, подписав контракт, проводят 34
дня в стеклянном ящике без права выхода наружу, под неусыпным наблюдением
телекамер, передающих изображение для любопытствующих. Мельтешение на
кухне, процесс еды, лежание на диванах, попытки себя занять, болтовня,
ссоры и пререкания дают впечатление тяжкой тоски и бессмысленности
происходящего.
Зато официально разрешена сексуальная жизнь. Пачки презервативов,
с самого начала заботливо разложенные по отсекам стеклянного аквариума,
явственно указывают участникам проекта, чем именно можно заняться в долгий
месяц заточения. По правилам стеклянного ящика, все интимные отправления
подопытных открыты для жаждущих наблюдателей, если таковые объявятся.
Секс, подсмотренный сквозь замочную скважину, но в технологиях ХХI
века, - с цветным изображением, хорошим звуком, в комфортабельных условиях
домашнего кресла, - основное содержание программы. Однако вуайеризм1 - это
аномалия сексуального поведения и по классификации Всемирной Организации
Здравоохранения относится к психосексуальным расстройствам. Вуайеристов
стараются лечить, хотя в Западных странах и существуют специальные пип-шоу,
где в закрытых кабинках за плату они могут удовлетворить свою страсть,
наблюдая половой акт, или подглядывая за раздевающимися женщинами. Неужели
передача рассчитана на немногочисленный контингент людей с сексуальными
отклонениями?
Тайные пункты контракта.
Тайные пункты контракта отчетливо просматриваются в поведении и
поступках участников проекта и составляют сквозную линию, движущую
вялотекущее действие к финалу. Эта линия – секс:
- все обитатели стеклянного ящика ходят полуобнаженными;
- разговоры на сексуальные темы переходят в флирт;
- атмосфера подогревается лесбийскими страстями, разыгранными участницами;
- эстафета соитий подхватывается образовавшейся гетеросексуальной парой,
где дама – бывшая лесбиянка;
- ежедневные соития новой пары, их качество, время протекания – главная
тема комментариев «средств поддержки». К концу ноября 2001 года все
население страны знает, что Ольга скорее бисексуалка, чем лесбиянка; у
Марго было 100 партнерш; на причинном месте у Макса татуировка в виде
сердечка; время первого полового акта Макса и Марго - 1 минута 40 секунд;
любовью они занимаются как кролики – быстро и молча, а «Самые откровенные
сцены, не показанные в эфире» уже вышли на видео производства студии
«Союз». «Без цензуры и купюр!" - сутками бубнит реклама на ТВ-6, - «Без
стеснения и комплексов!».
У стеклянного ящика, как у Мавзолея, устанавливается очередь. В
основном, она состоит из молодежи и школьников, хотя есть и люди постарше.
«Возгласы типа «Там Макс с Марго трахаются», по словам милиционеров,
раздаются примерно раз в полчаса», - пишет «Комсомольская правда» от 26
ноября.
Средства.
Для части зрителей сексуальные стимулы2, разбросанные в
телепрограмме, повторенные радио и прессой, имеют бессознательно
притягательное воздействие. Обусловив предметы и темы, безусловный рефлекс3
многократно усилил (генерализовал) сексуальное притяжение и сделал
магнетизм стеклянного ящика непреодолимым. Вот почему 90% зрителей смотрят
передачу, ругая ее, на чем свет стоит. Вот откуда мавзолейная очередь у
стеклянного ящика!
Но это ещё только цветочки. Согласно теории социального научения
А. Бандуры, «Влияние телемоделей оказывается настолько эффективным, герои
экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются многому из
того что видят, даже если и не испытывают побуждений к обучению (Bandura,
Grusec&Menlove, 1966). Для того, чтобы человек усвоил поведение телемодели:
- модель должна обладать привлекательными качествами;
- участие модели в опасных или запрещенных видах деятельности не должно
вести за собой вредных последствий4;
- модель должна иметь успех, который усиливает желание подражать ее
поведению;
Как видим, герои лабораторного ящика полностью отвечают этим
незатейливым требованиям. Они молоды и привлекательны. Их участие в
лейсбийских играх, телевизионном эксгибиционизме и принародных коитусах
никаких видимых дурных последствий не повлекло. Напротив, их встретила
толпа восторженных поклонников, подхватил белый Lincoln, а поведение было
всячески подкреплено деньгами, известностью, славой, успехом5.
Таким образом, кроме того, что самых простодушных зрителей из
очереди к стеклянному аквариуму заставили повторить паттерн поведения
вуайериста6, на наших глазах произошла активная атака, расшатывающая
нравственные нормы общества, возникли новые Герои, новые модели поведения,
призванные влиять на моральные и поведенческие установки миллионов молодых
людей.
Цели
Разумеется, сексуальный стимул почти постоянно присутствует в
современной рекламе. Обусловливая предмет торговли, он способствует
повышению продаж. Однако тотальный характер развернувшегося зрелища, его
очевидная направленность в сторону девиантного секса демонстрирует давно
известную идеологию.
Речь идет о идеологии Западной сексуальной революции,
провозгласившей релятивный и рекреативный секс. В 60-е годы ХХ столетия
разнообразный секс-развлечение заменяет в США и Западной Европе «рутинный»
секс-деторождение. Развитие этой идеологии, ее широкое распространение и
последствия для западного общества в виде демографического коллапса
подробно описаны в книге выдающегося американского социолога русского
происхождения П.А. Сорокина7.
Пропаганда однополой любви, извращений, внебрачных связей ведет к
резкому уменьшению рождаемости вплоть до нынешнего уровня,
невоспроизводства, характерного для «цивилизованных» стран. Средства
информационной поддержки «новой» телепрограммы, как и полчища других
российских СМИ, давно транслируют эту идеологию в массы под вывеской
«свобода слова». Работа идет успешно. Как известно, убыль населения в
России составляет около одного миллиона человек в год.
Заметим, что сексуальные девиации представлены персонажами,
снабженными субкультурным имиджем8. Не случайно лесбиянка Ольга и
сексуальный гигант Макс демонстрируют прически, нарушающие общепринятые
коды и буквально вызывающие отвращение (пятнистая голова Макса повторяет
рисунок на шкуре гиены). Подростки, идентифицирующиеся с новыми Героями,
начнут с имиджа и продолжат моделями поведения, ведущими к депрессии.
Не случайно именно эти персонажи имеют самый отрицательный зрительский
рейтинг. Субкультурный имидж, подкрепленный безусловным рефлексом,
вызванным сексуальными девиациями – важные составляющие моделирования
поведения потребителя наркотиков9.
Кому выгодно?
Иск голландской компании “Endemol“, владеющей копирайтом на
производство шоу «Большой Брат», к телеканалу ТВ-6, озвученный американским
каналом CNN - не более, чем рекламный трюк, рассчитанный на привлечение
внимания. Столь же мифологично и авторство Набутова, который по
собственному признанию, не видит разницы между занятиями сексом и
украшением елки.
Истинно заинтересованные лица обрисовались на интернет-аукционе,
где приобретались голоса персонажей программы. Например, 5800 долларов за
совершенно бесполезный голос заплатил покупатель, временно проживающий в
Лондоне, из-за отказа ему в Российской визе за связь с Березовским. Такая
высокая оценка голосов порсонажей из стеклянного ящика, безусловно,
повысила их социальный статус и сделала более значительными.
Кто же был заинтересован в их раскрутке?
Выводы:
Таким образом, заявленные авторами положительные стороны
телепрограммы на поверку оказались отрицательными, имеющими негативное,
деструктивное воздействие. Декларации авторов оказались прямо
противоположными реальному воздействию.
Заявление о том, что «информация не искажена политическими
оценками» было опровергнуто трансляцией идеологии релятивного и
рекреативного секса, порожденной западной сексуальной революцией и ведущей
к демографическому коллапсу. Уверения в том, что «мы видим реальную жизнь в
режиме прямого эфира» были опровергнуты тоскливым, бесконечным сценарием,
насыщенным сексуальными стимулами, воздействующими на рефлексы.
Провозглашение проекта «финансово выгодным и повышающим рейтинг канала»
было дискредитировано скандальностью проекта, разрушающего нравственные
нормы, принятые в обществе. Причисление драматургии проекта к разряду
«живой драматургии, чего на телевидении очень мало» также не соответствует
действительности.
На самом деле передача представляет собой научно-выверенную систему
психосоциальных воздействий, направленных на:
а) ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ;
б) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НАРКОТИКОВ.
[Журнал «Домашнее воспитание», 2001 г.]
1. Вуайеризмом называется такое поведение, когда сексуальное удовлетворение получают при
подсматривании за раздетыми людьми или за провоцирующими сексуальное возбуждение
ситуациями. (М.Т. Хэзлем, Психиатрия с.477, М.,1998) Вернуться
2. Рисунки, кино- или телеизображение обнаженного тела, устные и печатные сообщения на темы
секса, вызывающие определенную физиологическую реакцию.Вернуться
3. Согласно учению И.П. Павлова - безусловный половой рефлекс.Вернуться
4. Это создает благоприятные посылки для изменения установок.Вернуться
5. Который может быть закреплен под воздействием полового рефлекса.Вернуться
6. Французский стилист называет прическу в честь лесбиянки – «Ольга», Макс получает
предложения о работе с МTV и группой «Би-2» Вернуться
7. P.A. Sorokin ,“The American sex revolution”, Boston, 1956Вернуться
8. Татуировки, неровно торчащие волосы, бритоголовость, пирсинг и пр.Вернуться
9. “Культуринтервенция”, Н. Маркова, М., 2001 г.Вернуться
Статьи
На главную страницу